DOI: 10.55291/1999-480X-2025-1-4-9
Национальный проект «Законы России об интеллектуальной собственности»
Зенин И.А.
Аннотация. Повторяющаяся десятилетиями процедура принятия федеральных законов осуществляется без официально установленных требований к их содержанию, а также к составу участников разработки их проектов. Это касается всех законов, включая законы об интеллектуальной собственности. Методы. Наряду с общенаучными методами, исследование проводилось с позиций историко-правого и сравнительно-правового анализа норм российского законодательства об интеллектуальной собственности. Результаты. Обосновывается необходимость утверждения Президентом РФ национального проекта, посвященного российским законам, в рамках которого целесообразно регламентировать как порядок формирования состава участников разработки их проектов, так и требований к потенциальной эффективности (то есть работоспособности) принимаемых на их основе законов. Дискуссия. В силу ст. 1264 ГК РФ, проекты федеральных законов как официальных документов являются объектами авторского права. В то же время некоторые участники разработки проектов отдельных законов нередко именуют себя авторами не проектов, а самих этих законов.
Ключевые слова: национальный проект, проект закона, интеллектуальная собственность, средства
индивидуализации, авторские права, кодификация, инкорпорация, часть четвертая ГК РФ, технологическая политика, технологический суверенитет.
Abstract. The procedure of adopting federal laws, which has been repeated for decades, is carried out without officially established requirements for their content, as well as for the composition of participants in the development of their projects. This applies to all laws, including intellectual property laws. Methods. Along with general scientific methods, the research was conducted from the standpoint of historical-legal and comparative-legal analysis of the norms of Russian legislation on intellectual property. Results. The article substantiates the need for approval by the President of the Russian Federation of a national project dedicated to Russian laws, within the framework of which it is advisable to regulate both the procedure for forming the composition of participants in the development of their projects and the requirements for the potential effectiveness (i.e. efficiency) of laws adopted on their basis. Discussion. By virtue of Article 1264 of the Civil Code of the Russian Federation, draft federal laws as official documents are protected by copyright. At the same time, some participants in the drafting of individual laws often refer to themselves as the authors not of the projects, but of these laws themselves.
Keywords: national project, draft law, intellectual property, means of individualization, copyright,
codification, incorporation, part four of the Civil Code of the Russian Federation, technological policy, technological sovereignty.
DOI: 10.55291/1999-480X-2025-1-10-19
Централизация государственного регулирования в сфере интеллектуальной собственности в России как условие технологического суверенитета и национальной конкурентоспособности в многополярном мире
Лопатин В.Н., Ивлиев Г.П.
Аннотация. В статье на основе результатов исследований причин низкой эффективности государственного регулирования в сфере НИОКТР оценивается состояние государственной политики и нормативного правового регулирования в сфере интеллектуальной собственности в России по конечным результатам с позиций обеспечения технологического суверенитета и национальной конкурентоспособности в много- полярном мире. Методология. На основе сравнительного, исторического и экономико-правового анализа статданных, документов стратегического планирования и нормативного правового регулирования исследуются рейтинги и показатели результативности деятельности в сфере интеллектуальной собственности в России в XXI столетии. Результаты. Авторы предлагают подходы и практические решения выделенных по результатам анализа ключевых проблем единства государственной политики и нормативного правового регулирования с позиций обеспечения централизации функций государственного регулирования в сфере интеллектуальной собственности в рамках единого ведомства под эгидой Правительства Российской Федерации. Практические рекомендации по разрешению указанных проблем подробно отражены в Итоговых документах ежегодного Международного Форума «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности», разработанных с непосредственным участием авторов. Дискуссия. Авторы выделяют централизацию функций государственного регулирования в сфере интеллектуальной собственности как объективную закономерность развития рынка интеллектуальной собственности для целей устойчивого развития, в том числе в связи с развитием технологий искусственного интеллекта и цифровой экономики. Ключевые слова: интеллектуальная собственность, научно-технологическое развитие, технологический суверенитет, национальная конкурентоспособность, рынок интеллектуальной собственности, государственное регулирование, РФ, государственная политика, нормативное правовое регулирование, централизации
функций государственного регулирования, стандартизация, искусственный интеллект.
Abstract. Based on the results of research into the causes of low efficiency of state regulation in the field of R&D, the article evaluates the state of state policy and regulatory legal regulation in the field of intellectual property in Russia based on the final results from the standpoint of ensuring technological sovereignty and national competitiveness in a multipolar World. Methodology. Based on comparative, historical, economic and legal analysis of statistical data, strategic planning documents and regulatory legal regulation, ratings and performance indicators of scientific, scientific, technical, innovative activities and IP in Russia in the XX century are studied. Results. The author proposed approaches and practical solutions to the key problems identified by the analysis of the unity of state policy and regulatory legal regulation from the perspective of ensuring the centralization of state regulation functions in the field of intellectual property within a single agency under the auspices of the Government of the Russian Federation. Practical recommendations for solving these problems are reflected in detail in the Final Documents of the annual International Forum «Innovative Development through the Intellectual Property Market», developed with the direct participation of the author. Discussion. The author highlights the centralization of the functions of state regulation in the field of intellectual property as an objective pattern of the development of the intellectual property market for sustainable development, including in connection with the development of artificial intelligence technologies and the digital economy.**
Keywords: intellectual property, scientific and technological development, technological sovereignty, national competitiveness, intellectual property market, state regulation, Russian Federation, state policy, regulatory legal regulation, centralization of functions of state regulation, standardization, artificial intelligence.
DOI: 10.55291/1999-480X-2025-1-20-33
Формирование экосистемы научно- технологического развития региона: опыт Республики Татарстан
Миниханов Р.Н., Сафиуллин М.Р., Ельшин Л.А., Гатиятов А.Р., Халитов Т.Ч.
Аннотация. Трансформация институционально-конъюнктурной среды в результате системных преобразований во внешнем контуре, происходящих технологических сдвигов, обостряющихся процессов глобальной конкуренции на мировых рынках, обуславливает необходимость наращивания усилий в сфере развития институтов, определяющих прогресс и конкурентоспособность национальной экономики. Методология. В исследовании, наряду с общенаучными методами, использовались системный анализ (формально-юридический и экономический анализ), диалектический метод; моделирование. Результаты. К одним из ключевых направлений, выступающих в роли стратегической адаптации экономических систем к новым условиям хозяйствования, необходимо отнести синергию и всеобъемлющую кооперацию научного, производственного, инфраструктурного и кадрового обеспечения процессов интенсификации экономического роста. В этой связи фокусировка внимания сегодня интенсивно смещается в сторону поиска механизмов оптимизации и повышения эффективности реализации государственной политики в сфере системной организации научно-технологического развития. Полагаясь на успешный опыт Республики Татарстан в рассматриваемой сфере, в настоящем исследовании рассмотрены практика и перспективы реализации научно-технологической политики и инструментов повышения инновационной активности и конкурентоспособности участников саморазвивающейся региональной экосистемы НТР, интегрированных в повестку устойчивого развития экономики региона в условиях технологических и институциональных сдвигов. Дискуссия. При этом важнейшими элементами здесь становятся поиск и развитие механизмов взаимодействия научно-образовательной системы с промышленными предприятиями, реальным сектором экономики. Всеобъемлющая организация данной «связки» не только обеспечит усиление процессов создания высокотехнологической продукции, наращивание объемов производства товарной номенклатуры с высокой добавленной стоимостью, новый виток реализации политики импортозамещения, но и будет определять стратегический вектор конкурентного развития национальной и региональных экономических систем в масштабах мировой экономики. Ключевые слова: научно-технологическое развитие, регион, конкурентоспособность, экосистема НТР, результаты интеллектуальной деятельности, научно-производственный комплекс, научно-образовательный центр мирового уровня (НОЦ), инфраструктура, научно-технологическая среда.
Abstract. The transformation of the institutional and market environment as a result of systemic transformations in the external environment, ongoing technological shifts, and escalating global competition in global markets necessitate increased efforts to develop institutions that determine the progress and competitiveness of the national economy. Methodology. In addition to general scientific methods, the following scientific methods were used in the study: system analysis (formal legal and economic analysis), dialectical method; modeling. Results. One of the key areas acting as strategic adaptation of economic systems to new economic conditions should include synergy and comprehensive cooperation of scientific, industrial, infrastructural and personnel support for the intensification of economic growth. In this regard, the focus of attention today is intensively shifting towards the search for mechanisms for optimizing and improving the effectiveness of the implementation of state policy in the field of systematic organization of scientific and technological development. Relying on the successful experience of the Republic of Tatarstan in this area, this study examines the practice and best practices of implementing scientific and technological policies and tools to increase innovation activity and competitiveness of participants in the self-developing regional ecosystem of the NTR, integrated into the agenda of sustainable development of the region’s economy in the context of technological and institutional shifts. Discussion. At the same time, the most important element here is the search and development of mechanisms for the interaction of the scientific and educational system with industrial enterprises and the real sector of the economy. The comprehensive organization of this
«bundle» will not only ensure the strengthening of the processes of creating high-tech products, increasing the production of high-value-added products, and a new round of import substitution policy implementation, but will also determine the strategic vector of competitive development of national and regional economic systems in the global economy.
Keywords: scientific and technological development, region, competitiveness, ecosystem of scientific and technological development, the results of intellectual activity, scientific-industrial complex, world-class scientific and educational center (REC), infrastructure, scientific and technological environment.
DOI: 10.55291/1999-480X-2025-1-34-37
Развитие правоприменительной практики включения лицензионных платежей в таможенную стоимость иностранных товаров
Худжатов М.Б.
Аннотация. Освещение проблемы. В статье рассмотрены современные тенденции право- применительной практики включения лицензионных платежей в таможенную стоимость иностранных товаров. Технологические компании России, осуществляющие импорт иностранных товаров, регулярно заказывают за рубежом услуги подготовки к производству высокотехнологичной продукции под опре- деленным товарным знаком. Зачастую стоимость подобных услуг многократно превышает стоимость иностранных товаров. В этой связи возникает практическая проблема включения стоимости указанных услуг в таможенную стоимость товаров. В силу высокой стоимости услуг подготовки к производству вы- сокотехнологичной продукции под определенным товарным знаком их невключение в таможенную стои- мость иностранных товаров может стать основанием для привлечения лиц к уголовной ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей. Материалы и методы исследования. Исследование проводилось на основе комплексного и системного анализа с использованием общенаучных методов познания (анализ и синтез, диалектический метод), а также систематизации и классификации, метода сравнения. Результаты. По результатам проведенного исследования доказано, что импортер должен включать в таможенную стоимость иностранных товаров стоимость услуг подготовки к производству высокотехнологичной продукции под определенным товарным знаком. Автором разработана оптималь- ная схема определения таможенной стоимости иностранных товаров с учетом стоимости указанных услуг, которая обеспечит соблюдение таможенного законодательства. Дискуссия. Существуют и другие проблемные аспекты учета лицензионных платежей при формировании таможенной стоимости ино- странных товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, что является предметом будущих исследований.
Ключевые слова: таможенная стоимость, объекты интеллектуальной собственности, товарные
знаки, роялти, лицензионные платежи, таможенная стоимость, таможенное декларирование, тамо- женные платежи, лицензионное соглашение, импорт, ноу-хау, выпуск для внутреннего потребления.
Abstract. Purpose. The article discusses current trends in law enforcement practice for including license payments in the customs value of foreign goods. Russian technology companies that import foreign goods regularly order services abroad to prepare for the production of high-tech products under a trademark. Often, the cost of such services is many times higher than the cost of foreign goods. In this regard, a practical problem arises of including the cost of these services in the customs value of goods. Due to the high cost of services for preparing for the production of high-tech products under a trademark, their non-inclusion in the customs value of foreign goods may become grounds for bringing individuals to criminal liability for evading customs duties. Methods. The research was conducted on the basis of a comprehensive and systematic analysis, using general scientific methods of cognition (analysis and synthesis, dialectical method), as well as systematization and classification, and the method of comparison. Results. The results of the conducted research have proven that the importer should include in the customs value of foreign goods the cost of services for preparation for production of high-tech products under a trademark. The author has developed an optimal scheme for determining the customs value of foreign goods taking into account the cost of the specified services, which will ensure compliance with customs legislation. Discussion. There are other problematic aspects of accounting for royalties when forming the customs value of foreign goods containing intellectual property objects, which is the subject of future research.
Keywords: customs value, intellectual property, trademarks, royalties, license payments, customs value,
customs declaration, customs payments, license agreement, importation, know-how, release for internal consumption.
DOI: 10.55291/1999-480X-2025-1-38-42
Проблема регионального исчерпания исключительного права на товарный знак в Евразийском экономическом союзе: сравнительно-правовое исследование
Титов И.Е.
Аннотация. В статье анализируется проблема исчерпания исключительного права на товарный знак в условиях легализации в Российской Федерации параллельного импорта товаров, маркированных товарными знаками для целей совершенствования действующего российского законодательства и права ЕАЭС в данной сфере. Материалы и методы исследования. Посредством сравнительно-правового, исторического, системного, формально- юридического методов, а также метода правового моделирования автором исследованы нормативно-правовые акты и судебная практика, а также предложено решение обозначенной правовой проблемы. Результаты. В связи с членством Российской Федерации в ЕАЭС и приоритетом права ЕАЭС над национальным законодательством, автор предлагает на уровне ЕАЭС перейти от регионального принципа исчерпания исключительного права на товарный знак к комбинированной модели. Эта модель предусматривает сохранение регионального принципа в качестве основного, но с возможностью установления международного принципа исчерпания для определенных категорий товаров, перечень которых будет утверждаться на уровне ЕАЭС. На подведении итогов XV Международного Форума «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности» обозначенная автором идея была охарактеризована профессором С. В. Максимовым как «очень ценная». Дискуссия. Правовое регулирование параллельного импорта с 2022 г. претерпевает изменения, характеризующиеся попытками перехода на международный принцип исчерпания исключительного права путем изменения национального российского законодательства, чему препятствует право ЕАЭС, поскольку вопросы исчерпания исключительного права на товарный знак урегулированы на евразийском уровне. Это приводит либо к коллизии, либо к необходимости ограничения прав правообладателей в России федеральным законом с установлением соответствующих Конституции Российской Федерации целей такого ограничения, что в настоящий момент не осуществлено.
Ключевые слова: исчерпание исключительного права, товарный знак, параллельный импорт, ЕАЭС, коллизионное регулирование, способы использования товарного знака, ограничение прав.
Abstract. The author analyses in the article the issues arising from the exhaustion of exclusive rights to trademarks against the backdrop of the legalization of the parallel import of goods in the Russian Federation bearing trademarks for the purposes of improving existing Russian and Eurasian legislation in this sector. Methods. Drawing on comparative law, historical, systemic and technical legal methods, as well as legal modelling, the author examines laws and regulations and judicial practice and proposes a solution to the designated legal issue. Results. Due to the Russian Federation’s membership in the Eurasian Economic Union (hereinafter referred to as the «EAEU») and the supremacy of EAEU law over national legislation, the author proposes, at the EAEU level, to transition from the regional principle of exhaustion of the exclusive right to a trademark to a combined model. This model provides for maintaining the regional principle as the basic one, but with the possibility of establishing the international principle of exhaustion for certain categories of goods, the list of which
DOI: 10.55291/1999-480X-2025-1-43-48
Режим правовой охраны объектов промышленной собственности: проблема выбора между патентом и коммерческой тайной
Фёдоров П.Г.
Аннотация. Цель. В статье предложен результат анализа проблем и факторов их решения, обусловливающих выбор режима правовой охраны объектов промышленной собственности между патентом и коммерческой тайной. Актуальность исследования определяется ростом масштабов использования в этих отношениях цифровых технологий и задачей обеспечения технологического суверенитета и национальной конкурентоспособности. Методы исследования. Используются как общенаучные методы (методы формальной логики, анализ, синтез, моделирование), так и специальные методы (сравнительно-правовой, моделирование). Результаты. Автор приходит к выводу, что сохраняется актуальность проблемы выбора между патентованием и режимом коммерческой тайны при прогнозируемой неопределенности, что может привести к приоритетности режима конфиденциальности / коммерческой тайны правовой охраны объектов промышленной собственности. Дискуссия. В качестве факторов, определяющих выбор режима правовой охраны объектов промышленной собственности, предложено учитывать не только увеличение объема информации, на основании которой устанавливается уровень развития техники, но и совершенствовать технологии сбора и обработки информации. Получаемый заинтересованными лицами, в силу технологического развития, инструментарий в перспективе способен снизить уровень патентования в силу желания изобретателей не допустить утраты приоритета. С другой стороны, обладающие достаточными ресурсами изобретатели могут обеспечить получение максимальной защиты за счет наиболее точного раскрытия своей разработки, приведя к повышению уровня развития техники. Можно спрогнозировать как положительные, так и негативные проявления при вовлечении цифровых технологий в процесс патентования. Допустимо предположение о возникновении ситуации неопределенности в каждый конкретный момент времени, что побудит изобретателей к выбору режима коммерческой тайны.
Ключевые слова: информация, изобретение, полезная модель, новизна, патентный троллинг,
коммерческая тайна, цифровая экономика, искусственный интеллект, цифровой двойник.
Abstract. Purpose. The article presents the result of an analysis of the problems and the factors of their solution that determine the choice of the regime of legal protection of industrial property objects between a patent and a trade secret. The relevance of the study is increased by the growing use of digital technologies in these relations and the task of ensuring technological sovereignty and national competitiveness. Research methods. Both general scientific methods (methods of formal logic, analysis, synthesis, modeling) and special methods (comparative law, modeling) are used. Results. The author comes to the conclusion that the problem of choosing between patenting and the trade secret regime remains relevant under the predicted uncertainty, which may lead to the prioritization of the confidentiality/trade secret regime for the legal protection of industrial property objects. Discussion. As factors determining the choice of the regime of legal protection of industrial property objects, it is proposed to take into account not only the increase in the amount of information, on the basis of which the level of technology development is determined, but also the improvement of information collection and processing technologies. Due to technological development, the tools obtained by interested parties can reduce the level of patenting in the future due to the desire of inventors to prevent loss of priority. On the other hand, inventors with sufficient resources can ensure maximum protection through the most accurate disclosure of their development, leading to an increase in the level of technology development. It is possible to predict both positive and negative manifestations when involving digital technologies in the patenting process. It is acceptable to assume that a situation of uncertainty arises at any given time, which will prompt inventors to choose a trade secret regime.
Keywords: information, invention, utility model, novelty, patent trolling, trade secret, digital economy, artificial
intelligence, digital twin.
DOI: 10.55291/1999-480X-2025-1-49-52
Таможенная защита интеллектуальной собственности: практики регулирования в Сингапуре, ЕАЭС, СНГ, БРИКС
Астанина Е.В.
Аннотация. Цель. В статье приведены результаты сравнительного анализа организационно-правовых основ регулирования деятельности по таможенной защите интеллектуальной собственности в примерах качества их обеспечения и развития в формате национально-государственного режима (Сингапур) и в рамках межгосударственного сотрудничества стран с участием России (ЕАЭС, СНГ и БРИКС). Отмечаются преимущества модели межгосударственных стандартов таможенной защиты интеллектуальной собственности перед национально-государственной системой такой защиты в обеспечении трансграничного развития инноваций и экономики государств, их применяющих. Методология. Применяется сравнительно-правовой анализ законодательства, международных норм и межгосударственных стандартов, регулирующих вопросы таможенной защиты интеллектуальной собственности, используются общенаучные методы познания, в частности синтеза и сравнения, гипотезы, формально-логического и аналогии. Результаты. Показана необходимость дальнейшего расширения сотрудничества стран в сфере таможенной защиты интеллектуальной собственности на основе межгосударственных стандартов ее обеспечения. Дискуссия. Суждения о перспективах оптимизации таможенной защиты оборота интеллектуальной собственности актуальны в условиях существующих недобросовестных практик установления заградительных пошлин и тарифных ограничений, которые распространяются на трансграничное перемещение продукции, содержащей объекты интеллектуальной собственности.
Ключевые слова: интеллектуальная собственность, таможенная защита, международные конвенции,
межгосударственные стандарты, Республика Сингапур, Российская Федерация, БРИКС, ЕАЭС, трансгра- ничное перемещение, контрафакт, тарифные ограничения.
Abstract. Purpose. The article presents the results of a comparative analysis of the organizational and legal framework of customs protection of intellectual property in the examples of the quality of their provision and development in the format of national-state regime (Singapore) and within the framework of interstate cooperation of countries with the participation of Russia (BRICS, EAEU). The advantages of the model of the interstate standard of customs protection of intellectual property over the national-state system of such protection in ensuring the cross-border development of innovations and the economy of the states applying them are noted. Methodology. The comparative legal analysis of legislation, international norms and interstate standards regulating the issues of customs protection of intellectual property is applied, general scientific methods of cognition are used, in particular synthesis and comparison, hypothesis, formal-logical and analogy. Results. The necessity of further expansion of cooperation between countries in the field of customs protection of intellectual property on the basis of interstate standards of its provision is shown. Discussion. Judgments on the prospects for optimizing the customs protection of intellectual property turnover are relevant in the context of the existing unfair practices of establishing protective duties and tariff restrictions that apply to the cross-border movement of products containing intellectual property. Such conditions, without expanding interstate standards for customs protection of intellectual property, can limit the innovative development of industry and the economy of countries.
Keywords: intellectual property, customs protection, international conventions, interstate standards, Republic
of Singapore, Russian Federation, BRICS, EAEU, cross-border movement, counterfeiting, tariff restrictions.