Аннотация.
В настоящей статье автор исследует проблемы управления и правотворчества в целях гармонизации законодательства в сфере интеллектуальной собственности в рамках евразийской интеграции и роли Евразийской экономической комиссии в этом.
На основе сравнительного правового и исторического анализа норм международного права и гражданского права РФ и других стран ЕАЭС автор приходит к выводам о низкой эффективности в деятельности ЕЭК по этим вопросам и выявляет причины этого.
Определяющим фактором здесь является возможность для органов ЕАЭС действовать только в соответствии с волей государств — членов Союза. В этом, по оценке автора, прежде всего кроется первооснова трудностей выработки согласованных решений по гармонизации национальных законодательств, тогда как другие причины связаны с недостатками в организации работы самой комиссии.
В качестве примеров оценки результативности работы ЕЭК в рамках решения основной задачи Союза в сфере интеллектуальной собственности, установленной Договором о ЕАЭС, автор приводит результаты сравнительно-правового анализа норм права по этим вопросам. Так, национальное законодательство стран ЕАЭС в отношении информации и интеллектуальной собственности содержит принципиальные различия, как по отнесению их к объектам гражданских прав, так и в отношении их гражданско-правового оборота, что входит в противоречие с реальными интересами конкурентоспособности национальных экономик и бизнес-сообществ и заявленными целями и приоритетами интеграции в рамках цифровой повестки дня.
Предложены для обсуждения и научной дискуссии рекомендации по подготовке «дорожной карты» гармонизации законодательства стран — членов ЕАЭС в сфере интеллектуальной собственности. Поскольку единые рынки в Союзе предполагают единые евразийские правила их регулирования, то можно прогнозировать (при всем сопротивлении и торможении этих процессов со стороны авторов части четвертой ГК РФ) необходимость возвращения норм российского права в этой сфере на международные рельсы, по которым
идет евразийская интеграция.
В Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поставлена цель -«ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50% от их общего числа». О роли интеллектуальной собственности в инновационном развитии страны в интервью журналу «Стандарты и качество» рассказывает научный руководитель Республиканского научно-исследовательского института интеллектуальной собственности (РНИИИС), председатель межгосударственного и национального технических комитетов по стандартизации (МТК 550 и ТК 481) «Интеллектуальная собственность», доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, эксперт РАН, эксперт ООН В.Н. ЛОПАТИН.
Перспективы дальнейшей евразийской интеграции определяет единый финансовый рынок, который, исходя из решений Евразийской экономической комиссии (№ 146 от 27 сентября 2016 года) и высшего Евразийского экономического совета должен функционировать в ЕАЭС и заработать в полную силу с 2025 года. Что же необходимо сделать, чтобы наряду с рынками товаров, работ и услуг через 7 лет в рамках Евразийского экономического союза состоялся кредитный, страховой и фондовый рынки, и какова в этом роль интеллектуальной собственности с учетом общемировых закономерностей и особенностей стран СНГ и ЕАЭС в рамках заявленной цифровой повестки?
Открыть полную версию статью